Согласно МКБ-10 расстройствами поведения являются расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами агрессивного, необщительного или вызывающего поведения.
Проявляться начинают расстройства поведения в детском возрасте и со временем могут превратиться в устойчивые черты характера взрослого человека или исчезнуть. Во втором случае часто можно услышать фразу «перерос/переросла». Основными симптомами поведенческих расстройств являются диссоциальность и агрессия. Диссоциальность проявляется в действиях, направленных на нарушение социальных, а также моральных норм и правил (драчливость или издевательствах над другими людьми, порча чужой собственности, поджоги, воровство и т. п.).
Агрессия проявляется в жестокости по отношению к людям и животным, то есть различные проявления насилия (унижения, избиения, запугивания, импульсивная гневливость и т.п.).
При этом, отдельно встречающиеся эпизоды подобного поведения не дают основания для постановки диагноза «расстройство поведения». Необходимо устойчивое проявление хотя бы трех симптомов, характерных для поведенческих расстройств на протяжении не менее 6 месяцев. В настоящее время к поведенческим расстройствам относят: синдром гиперактивности и дефицита внимания, адаптационный синдром на стрессовые факторы, расстройства настроения, расстройства аутистического спектра, антисоциальное расстройство личности.
Существует несколько факторов, влияющих на возникновение расстройства поведения. К ним относятся:
- Осложнения при родах. В настоящее время при проведении масштабных исследований была доказана связь осложнений при родах, низкого веса новорожденного, наличия незначительных физических аномалий с расстройствами поведения.
- Темперамент. Влияние темперамента на возникновение поведенческих расстройств стоит рассматривать только в тесной связи с социальным окружением. Какие-либо доказательства о том, что какой-то конкретный вид темперамента провоцирует расстройство поведения отсутствуют.
- Вербальные дефициты. Лица с низкими уровнем вербального интеллекта более склонны к расстройствам поведения. Вербальная память и абстрактное мышление неразрывно связаны с развитием самоконтроля, отсутствие которого также является одним из симптомов ряда поведенческих расстройств.
- Когнитивные функции. Высокая мотивация к достижению целей, развитие способности ориентироваться в непредвиденных ситуациях, устойчивое внимание и концентрация, самонаблюдение и способность применять свой прошлый опыт для достижения новых целей, подавление неуместных реакций, характерные для здорового человека часто нарушены у лиц, страдающих поведенческими расстройствами.
Существенную роль в возникновении и развитии поведенческих расстройств играют взаимоотношения «родитель-ребенок». Грубое воспитание с жесткой критикой, телесные наказания, недостаточная заинтересованность личностью ребенка, отсутствие теплоты и доверия во взаимоотношениях между детьми и родителями являются факторами риска.
В отличие от психоза, поведенческое расстройство – не болезнь, а синдром, при котором человек не может управлять своим поведением и строить конструктивные отношения. У психиатрических больных часто отмечают расстройства поведения, но девиации сами по себе не считаются симптомами нервозов и психических заболеваний. В рамках МКБ 10 поведенческие расстройства отделяют от психозов по таким параметрам, как преобладание общих симптомов и сохранение адекватности: человек не бредит и не галлюцинирует, но в силу деструктивных установок ведет себя асоциально.
Классификация поведенческих расстройств
При расстройствах поведения наблюдаются эмоциональные, когнитивные и поведенческие нарушения: с детского возраста люди постоянно испытывают негативные эмоции, плохо уживаются с другими и не могут реализовать себя. В зависимости от характера патологии и преобладающих симптомов различают несколько типов расстройств поведения, встречающихся в детстве:
- гиперкинетические – гиперактивность, импульсивность, нарушения памяти и внимания, задержка речевого и моторного развития, сложности в обучении (СДВГ, гиперкинетичное расстройство);
- диссоциальные – агрессивное и вызывающее поведение, ослабленная эмпатия, пренебрежение общественными нормами (психопатия, социопатия, социализированное, несоциализированное и оппозиционно-вызывающее расстройства);
- смешанное расстройство поведения и эмоций – сочетание гиперкинетических и диссоциальных симптомов с эмоциональными нарушениями;
- депрессивное расстройство поведения – девиантное поведение на фоне постоянной ярко выраженной депрессии; при этом наблюдается сильное угнетение, апатия, потеря аппетита и нарушения сна.
Какой врач лечит нарушения поведения?
Если нежелательное поведение повторяется часто на протяжении как минимум полугода и без видимого повода, ребенка для начала стоит показать детскому психологу. Для уточнения диагноза обратитесь к детскому психиатру, чтобы выяснить, какое расстройство личности и поведения у ребенка и как его скорректировать.
Причины нарушений поведения
Развитие поведенческих расстройств ассоциировано с нарушениями нейроэндокринной регуляции и дисбалансом нейромедиаторов под влиянием внутренних и внешних факторов. Склонность к расстройствам поведения может быть вызвана генетическими аномалиями, родовой травмой, гипотрофией и гипоксией при рождении, обменными патологиями, черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, эпилепсией и ДЦП. В числе обстоятельств, провоцирующих девиантное поведение у детей из уязвимых групп, выделяют три группы факторов:
- семейные – жестокое обращение, гиперопека, нервозная обстановка в доме, завышенные требования, холодность и равнодушие близких, чрезмерная строгость или потакание капризам, асоциальный образ жизни и психические заболевания родителей;
- социальные – непосильные учебные нагрузки, нерациональная организация учебного процесса, конфликты со сверстниками и учителями, буллинг, социальные катаклизмы, бедность и низкий социальный статус семьи;
- психологические – низкая или неустойчивая самооценка, эмоциональная неуравновешенность, неуверенность в себе, настороженное отношение к миру.
Симптомы проявления нарушений поведения
У такой патологии, как поведенческое нарушение симптомы проявляются с разной силой и частотой в зависимости от типа нервной системы, коморбидных расстройств и индивидуальных особенностей. Поскольку девиации вызваны патологиями высшей нервной деятельности, в первую очередь страдают высшие психические функции и возникают когнитивные расстройства:
- недостаточный контроль импульсов;
- ограниченный объем рабочей памяти;
- замедленное речевое развитие;
- плохая координация движений;
- низкая способность к концентрации;
- плохое понимание причинно-следственных связей;
- сложности в обучении и хроническая неуспеваемость;
- быстрая утомляемость и низкая работоспособность.
Эмоциональные нарушения при поведенческих расстройствах зависят от вида патологии: при СДВГ и депрессивном расстройстве самооценка, как правило, занижена. Дети часто испытывают чувство вины, стыд и тревогу, плохо переносят стресс и склонны к саморазрушению.
Аномалии поведения при СДВГ проявляются в неусидчивости, возбудимости, беспорядочных и непроизвольных движениях, бурных и неуместных проявлениях чувств. Пациентам трудно принимать решения, планировать свои действия и доводить начатое до конца; при депрессивном расстройстве выраженная апатия, потеря аппетита и нарушения сна.
При диссоциальных нарушениях преобладают дисфорические явления – агрессивность, подозрительность, угрюмость и раздражительность вплоть до неконтролируемых вспышек ярости. Эгоцентричность и завышенная самооценка сочетаются с мелочной обидчивостью, мстительностью, неприятием критики и завистью к чужим успехам.
На уровне поведения девианта выдает категорическое неприятие социальных норм и авторитетов, желание находиться в центре внимания любой ценой, стремление к хулиганству, насилию, кражам. Ребенок отказывается подчиняться взрослым, дерзит, срывает уроки, прогуливает школу, задирает сверстников; некоторые ребята убегают из дома и бродяжничают. Познавательные интересы у девиантов выражены слабо, дети активно противятся обучению, держатся нарочито дурашливо.
Выходки диссоциальной личности зачастую лишены внятных мотивов и отличаются особой жесткостью, изощренностью и злонамеренностью. Детям нравится мучить животных, портить вещи и терроризировать одноклассников; зачастую это единственное, что доставляет им удовольствие. К уговорам и наказаниям девианты невосприимчивы и вдобавок патологически лживы – ловко уходят от ответственности, выставляя виновниками других.
Осложнения нарушений поведения
Стойкие изменения поведения затрудняют социализацию и создают предпосылки для развития расстройства личности в зрелом возрасте. Гиперкинетические и смешанные расстройства ограничивают трудоспособность и возможности самореализации, снижая качество жизни пациента. Из-за неумения выстраивать здоровые отношения молодые люди не могут наладить личную жизнь, а девушки становятся жертвами токсичных партнеров и домашнего насилия.
Диссоциальное расстройство подталкивает к рискованным поступкам и противоправным действиям, которые могут привести к гибели, травме или тюремному заключению. Кроме того, подростки с нарушениями поведения подвержены негативному влиянию, легко вовлекаются в криминал, впадают в зависимость от алкоголя, наркотиков и азартных игр.
Диагностика поведенческих расстройств
Расстройства поведения диагностируются на основании опроса ребенка и родителей; когнитивные нарушения и дисфорические явления выявляют при помощи анкетирования. В работе с детьми младшего возраста, которые еще не могут выражать чувства словами, используют проективные и игровые методики.
Важное диагностическое значение имеет частота, характер и тяжесть проступков, оценка эмоционального и интеллектуального развития ребенка, анализ семейной обстановки, успеваемости и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Для исключения органической патологии может потребоваться консультация детского невролога и эндокринолога; возможно, понадобится пройти ЭЭГ и МРТ головного мозга, сдать анализы на определение гормонального статуса.
Лечение нарушений поведения
При такой патологии, как расстройство поведения лечение разрабатывается индивидуально с учетом преобладающих симптомов: в легких случаях обычно ограничиваются психотерапией. Применение нейролептиков, транквилизаторов и седативных средств – крайняя мера, когда нужно быстро стабилизировать состояние нервной системы; при этом проводится корректировка дозы с учетом возраста, веса и состояния здоровья ребенка.
Психотерапевтическое лечение нарушений поведения направлено на устранение деструктивных установок, улучшение самоконтроля и компенсацию когнитивных дефицитов. Наилучший эффект дает комбинация индивидуальной, групповой и семейной терапии; за основу берется когнитивно-поведенческий метод, адаптированный к возрасту пациента.
Индивидуальные занятия с малышами проходят в игровой форме, также задействуются приемы арт-терапии, психодрамы и нарративные практики. Детей учат осознавать свои чувства и их причины, отстаивать личные границы и выражать эмоции в приемлемой форме. При расстройствах привязанности многим помогает анималотерапия – контролируемое общение с домашними животными, развивающее эмпатию и чувство ответственности.
Во время групповых и семейных сеансов пациентов обучают конструктивно взаимодействовать с другими, мирно улаживать конфликты и снимать нервное напряжение, не причиняя вреда себе и окружающим. Параллельно проводятся занятия с взрослыми: родителям объясняют, как строить отношения с детьми и мягко, но решительно пресекать деструктивную деятельность.
Поведенческие расстройства у детей
Расстройство поведения у ребенка проявляется рано – в возрасте 3–5 лет; психокоррекцию важно произвести как можно скорее, не допуская закрепления деструктивных паттернов. Помимо гиперкинетических, диссоциальных и смешанных нарушений, поведенческое расстройство у детей дошкольного возраста имеет специфические проявления:
- тревожность, вызванная разлукой с родными. Дети боятся ложиться спать и оставаться дома в одиночестве, отказываются идти в детский сад, воображая, что в отсутствие родных с ними произойдет что-то нехорошее;
- фобическое тревожное расстройство – сильная боязнь конкретных предметов и явлений, неадекватная степени реальной угрозы (страх темноты, высоты, насекомых и т.д.);
- социальное тревожное расстройство – боязнь и избегание незнакомых людей;
- соперничество братьев и сестер;
- элективный мутизм – потеря способности говорить в ситуации дистресса;
- расстройства привязанностей – стойкое нарушение социального взаимодействия, которое часто сопровождается задержкой роста, повышенной настороженностью, агрессивной реакцией на стресс и коммуникативными проблемами;
- энурез и энкопрез – недержание мочи и кала у детей старше 5 лет.
В возрастной группе от 3 до 12 лет при такой проблеме, как поведенческое расстройство у детей лечение будет более эффективным после курса нейрокоррекции. Пациенты выполняют комплекс двигательных и дыхательных упражнений, устраняющих сенсорные и моторные дефициты, нарушения речи и аффективные расстройства. Из физиотерапевтических методов широко применяются техники биоакустической коррекции, сенсорной интеграции и мозжечковой стимуляции, гидротерапия и акупунктура.
Расстройство поведения у подростков
Поведенческие девиации в подростковом возрасте резко усиливаются из-за гормональной перестройки организма и растерянностью на пороге взрослой жизни. При этом подростки очень чувствительны к общественному и групповому давлению; некритичное отношение к социальным стандартам провоцирует расстройства поведения, обусловленные страхом не оправдать ожиданий:
- подростковая тревожность и депрессия;
- расстройства пищевого поведения;
- диссоциативные расстройства и нарушения идентичности;
- обсессивно-компульсивное расстройство;
- самоповреждение и склонность к рискованным поступкам.
Профилактика нарушений поведения
Для предотвращения девиантного поведения важно наладить доверительные отношения с ребенком, основанные на взаимоуважении, поддержке и принятии. При воспитании важно сохранять последовательность: установите простые и понятные правила игры, которые должны соблюдаться безоговорочно. Также следует позаботиться о создании благоприятной среды, стимулирующей интеллектуальное и социальное развитие, эмпатию и навыки саморегуляции:
- соблюдайте режим дня, не допускайте переутомления;
- приучите ребенка к активному отдыху и прогулкам;
- чаще беседуйте с детьми, обсуждайте любимые книги и мультфильмы;
- найдите увлекательное занятие для всех членов семьи;
- привлекайте детей к работе по дому;
- проявляйте внимание к интересам и увлечениям сына или дочери;
- поощряйте любую конструктивную деятельность и инициативу;
- обеспечьте возможность комфортного общения со сверстниками;
- избегайте ссор и разговоров о бытовых неурядицах в присутствии ребенка;
- своевременно выявляйте и лечите нервные и эндокринные расстройства.
При первом подозрении на нарушение поведения обращайтесь в клинику СИОН: наши специалисты знают, как перевоспитать упрямого малыша и найти подход к «трудному» подростку, не ломая личность. Мы опираемся на современные методики коррекции асоциального поведения, обеспечивающие стойкий положительный эффект: ребенок сам поймет, что жить с миром в ладу намного приятнее!
Часто задаваемые вопросы