Поведенческие расстройства

Поведенческие расстройства

Согласно МКБ-10 расстройствами поведения являются расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами агрессивного, необщительного или вызывающего поведения.

Проявляться начинают расстройства поведения в детском возрасте и со временем могут превратиться в устойчивые черты характера взрослого человека или исчезнуть. Во втором случае часто можно услышать фразу «перерос/переросла». Основными симптомами поведенческих расстройств являются диссоциальность и агрессия. Диссоциальность проявляется в действиях, направленных на нарушение социальных, а также моральных норм и правил (драчливость или издевательствах над другими людьми, порча чужой собственности, поджоги, воровство и т. п.).

Агрессия проявляется в жестокости по отношению к людям и животным, то есть различные проявления насилия (унижения, избиения, запугивания, импульсивная гневливость и т.п.).

При этом, отдельно встречающиеся эпизоды подобного поведения не дают основания для постановки диагноза «расстройство поведения». Необходимо устойчивое проявление хотя бы трех симптомов, характерных для поведенческих расстройств на протяжении не менее 6 месяцев. В настоящее время к поведенческим расстройствам относят: синдром гиперактивности и дефицита внимания, адаптационный синдром на стрессовые факторы, расстройства настроения, расстройства аутистического спектра, антисоциальное расстройство личности.

Татьяна Георгиевна Редько
Врач Психиатр, Психотерапевт

Князева Ольга Анатольевна
Врач Психиатр, Детский психиатр

 

Существует несколько факторов, влияющих на возникновение расстройства поведения. К ним относятся:

  • Осложнения при родах. В настоящее время при проведении масштабных исследований была доказана связь осложнений при родах, низкого веса новорожденного, наличия незначительных физических аномалий с расстройствами поведения.
  • Темперамент. Влияние темперамента на возникновение поведенческих расстройств стоит рассматривать только в тесной связи с социальным окружением. Какие-либо доказательства о том, что какой-то конкретный вид темперамента провоцирует расстройство поведения отсутствуют.
  • Вербальные дефициты. Лица с низкими уровнем вербального интеллекта более склонны к расстройствам поведения. Вербальная память и абстрактное мышление неразрывно связаны с развитием самоконтроля, отсутствие которого также является одним из симптомов ряда поведенческих расстройств.
  • Когнитивные функции. Высокая мотивация к достижению целей, развитие способности ориентироваться в непредвиденных ситуациях, устойчивое внимание и концентрация, самонаблюдение и способность применять свой прошлый опыт для достижения новых целей, подавление неуместных реакций, характерные для здорового человека часто нарушены у лиц, страдающих поведенческими расстройствами.

Существенную роль в возникновении и развитии поведенческих расстройств играют взаимоотношения «родитель-ребенок». Грубое воспитание с жесткой критикой, телесные наказания, недостаточная заинтересованность личностью ребенка, отсутствие теплоты и доверия во взаимоотношениях между детьми и родителями являются факторами риска.

В отличие от психоза, поведенческое расстройство – не болезнь, а синдром, при котором человек не может управлять своим поведением и строить конструктивные отношения. У психиатрических больных часто отмечают расстройства поведения, но девиации сами по себе не считаются симптомами нервозов и психических заболеваний. В рамках МКБ 10 поведенческие расстройства отделяют от психозов по таким параметрам, как преобладание общих симптомов и сохранение адекватности: человек не бредит и не галлюцинирует, но в силу деструктивных установок ведет себя асоциально.

Классификация поведенческих расстройств

При расстройствах поведения наблюдаются эмоциональные, когнитивные и поведенческие нарушения: с детского возраста люди постоянно испытывают негативные эмоции, плохо уживаются с другими и не могут реализовать себя. В зависимости от характера патологии и преобладающих симптомов различают несколько типов расстройств поведения, встречающихся в детстве:

  • гиперкинетические – гиперактивность, импульсивность, нарушения памяти и внимания, задержка речевого и моторного развития, сложности в обучении (СДВГ, гиперкинетичное расстройство);
  • диссоциальные – агрессивное и вызывающее поведение, ослабленная эмпатия, пренебрежение общественными нормами (психопатия, социопатия, социализированное, несоциализированное и оппозиционно-вызывающее расстройства);
  • смешанное расстройство поведения и эмоций – сочетание гиперкинетических и диссоциальных симптомов с эмоциональными нарушениями;
  • депрессивное расстройство поведения – девиантное поведение на фоне постоянной ярко выраженной депрессии; при этом наблюдается сильное угнетение, апатия, потеря аппетита и нарушения сна.

Какой врач лечит нарушения поведения?

Если нежелательное поведение повторяется часто на протяжении как минимум полугода и без видимого повода, ребенка для начала стоит показать детскому психологу. Для уточнения диагноза обратитесь к детскому психиатру, чтобы выяснить, какое расстройство личности и поведения у ребенка и как его скорректировать.

Причины нарушений поведения

Развитие поведенческих расстройств ассоциировано с нарушениями нейроэндокринной регуляции и дисбалансом нейромедиаторов под влиянием внутренних и внешних факторов. Склонность к расстройствам поведения может быть вызвана генетическими аномалиями, родовой травмой, гипотрофией и гипоксией при рождении, обменными патологиями, черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, эпилепсией и ДЦП. В числе обстоятельств, провоцирующих девиантное поведение у детей из уязвимых групп, выделяют три группы факторов:

  • семейные – жестокое обращение, гиперопека, нервозная обстановка в доме, завышенные требования, холодность и равнодушие близких, чрезмерная строгость или потакание капризам, асоциальный образ жизни и психические заболевания родителей;
  • социальные – непосильные учебные нагрузки, нерациональная организация учебного процесса, конфликты со сверстниками и учителями, буллинг, социальные катаклизмы, бедность и низкий социальный статус семьи;
  • психологические – низкая или неустойчивая самооценка, эмоциональная неуравновешенность, неуверенность в себе, настороженное отношение к миру.

Симптомы проявления нарушений поведения

У такой патологии, как поведенческое нарушение симптомы проявляются с разной силой и частотой в зависимости от типа нервной системы, коморбидных расстройств и индивидуальных особенностей. Поскольку девиации вызваны патологиями высшей нервной деятельности, в первую очередь страдают высшие психические функции и возникают когнитивные расстройства:

  • недостаточный контроль импульсов;
  • ограниченный объем рабочей памяти;
  • замедленное речевое развитие;
  • плохая координация движений;
  • низкая способность к концентрации;
  • плохое понимание причинно-следственных связей;
  • сложности в обучении и хроническая неуспеваемость;
  • быстрая утомляемость и низкая работоспособность.

Эмоциональные нарушения при поведенческих расстройствах зависят от вида патологии: при СДВГ и депрессивном расстройстве самооценка, как правило, занижена. Дети часто испытывают чувство вины, стыд и тревогу, плохо переносят стресс и склонны к саморазрушению.

Аномалии поведения при СДВГ проявляются в неусидчивости, возбудимости, беспорядочных и непроизвольных движениях, бурных и неуместных проявлениях чувств. Пациентам трудно принимать решения, планировать свои действия и доводить начатое до конца; при депрессивном расстройстве выраженная апатия, потеря аппетита и нарушения сна.

При диссоциальных нарушениях преобладают дисфорические явления – агрессивность, подозрительность, угрюмость и раздражительность вплоть до неконтролируемых вспышек ярости. Эгоцентричность и завышенная самооценка сочетаются с мелочной обидчивостью, мстительностью, неприятием критики и завистью к чужим успехам.

На уровне поведения девианта выдает категорическое неприятие социальных норм и авторитетов, желание находиться в центре внимания любой ценой, стремление к хулиганству, насилию, кражам. Ребенок отказывается подчиняться взрослым, дерзит, срывает уроки, прогуливает школу, задирает сверстников; некоторые ребята убегают из дома и бродяжничают. Познавательные интересы у девиантов выражены слабо, дети активно противятся обучению, держатся нарочито дурашливо.

Выходки диссоциальной личности зачастую лишены внятных мотивов и отличаются особой жесткостью, изощренностью и злонамеренностью. Детям нравится мучить животных, портить вещи и терроризировать одноклассников; зачастую это единственное, что доставляет им удовольствие. К уговорам и наказаниям девианты невосприимчивы и вдобавок патологически лживы – ловко уходят от ответственности, выставляя виновниками других.

Осложнения нарушений поведения

Стойкие изменения поведения затрудняют социализацию и создают предпосылки для развития расстройства личности в зрелом возрасте. Гиперкинетические и смешанные расстройства ограничивают трудоспособность и возможности самореализации, снижая качество жизни пациента. Из-за неумения выстраивать здоровые отношения молодые люди не могут наладить личную жизнь, а девушки становятся жертвами токсичных партнеров и домашнего насилия.

Диссоциальное расстройство подталкивает к рискованным поступкам и противоправным действиям, которые могут привести к гибели, травме или тюремному заключению. Кроме того, подростки с нарушениями поведения подвержены негативному влиянию, легко вовлекаются в криминал, впадают в зависимость от алкоголя, наркотиков и азартных игр.

Диагностика поведенческих расстройств

Расстройства поведения диагностируются на основании опроса ребенка и родителей; когнитивные нарушения и дисфорические явления выявляют при помощи анкетирования. В работе с детьми младшего возраста, которые еще не могут выражать чувства словами, используют проективные и игровые методики.

Важное диагностическое значение имеет частота, характер и тяжесть проступков, оценка эмоционального и интеллектуального развития ребенка, анализ семейной обстановки, успеваемости и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Для исключения органической патологии может потребоваться консультация детского невролога и эндокринолога; возможно, понадобится пройти ЭЭГ и МРТ головного мозга, сдать анализы на определение гормонального статуса.

Лечение нарушений поведения

При такой патологии, как расстройство поведения лечение разрабатывается индивидуально с учетом преобладающих симптомов: в легких случаях обычно ограничиваются психотерапией. Применение нейролептиков, транквилизаторов и седативных средств – крайняя мера, когда нужно быстро стабилизировать состояние нервной системы; при этом проводится корректировка дозы с учетом возраста, веса и состояния здоровья ребенка.

Психотерапевтическое лечение нарушений поведения направлено на устранение деструктивных установок, улучшение самоконтроля и компенсацию когнитивных дефицитов. Наилучший эффект дает комбинация индивидуальной, групповой и семейной терапии; за основу берется когнитивно-поведенческий метод, адаптированный к возрасту пациента.

Индивидуальные занятия с малышами проходят в игровой форме, также задействуются приемы арт-терапии, психодрамы и нарративные практики. Детей учат осознавать свои чувства и их причины, отстаивать личные границы и выражать эмоции в приемлемой форме. При расстройствах привязанности многим помогает анималотерапия – контролируемое общение с домашними животными, развивающее эмпатию и чувство ответственности.

Во время групповых и семейных сеансов пациентов обучают конструктивно взаимодействовать с другими, мирно улаживать конфликты и снимать нервное напряжение, не причиняя вреда себе и окружающим. Параллельно проводятся занятия с взрослыми: родителям объясняют, как строить отношения с детьми и мягко, но решительно пресекать деструктивную деятельность.

Татьяна Георгиевна Редько
Врач Психиатр, Психотерапевт

Князева Ольга Анатольевна
Врач Психиатр, Детский психиатр

 

Поведенческие расстройства у детей

Расстройство поведения у ребенка проявляется рано – в возрасте 3–5 лет; психокоррекцию важно произвести как можно скорее, не допуская закрепления деструктивных паттернов. Помимо гиперкинетических, диссоциальных и смешанных нарушений, поведенческое расстройство у детей дошкольного возраста имеет специфические проявления:

  • тревожность, вызванная разлукой с родными. Дети боятся ложиться спать и оставаться дома в одиночестве, отказываются идти в детский сад, воображая, что в отсутствие родных с ними произойдет что-то нехорошее;
  • фобическое тревожное расстройство – сильная боязнь конкретных предметов и явлений, неадекватная степени реальной угрозы (страх темноты, высоты, насекомых и т.д.);
  • социальное тревожное расстройство – боязнь и избегание незнакомых людей;
  • соперничество братьев и сестер;
  • элективный мутизм – потеря способности говорить в ситуации дистресса;
  • расстройства привязанностей – стойкое нарушение социального взаимодействия, которое часто сопровождается задержкой роста, повышенной настороженностью, агрессивной реакцией на стресс и коммуникативными проблемами;
  • энурез и энкопрез – недержание мочи и кала у детей старше 5 лет.

В возрастной группе от 3 до 12 лет при такой проблеме, как поведенческое расстройство у детей лечение будет более эффективным после курса нейрокоррекции. Пациенты выполняют комплекс двигательных и дыхательных упражнений, устраняющих сенсорные и моторные дефициты, нарушения речи и аффективные расстройства. Из физиотерапевтических методов широко применяются техники биоакустической коррекции, сенсорной интеграции и мозжечковой стимуляции, гидротерапия и акупунктура.

Расстройство поведения у подростков

Поведенческие девиации в подростковом возрасте резко усиливаются из-за гормональной перестройки организма и растерянностью на пороге взрослой жизни. При этом подростки очень чувствительны к общественному и групповому давлению; некритичное отношение к социальным стандартам провоцирует расстройства поведения, обусловленные страхом не оправдать ожиданий:

  • подростковая тревожность и депрессия;
  • расстройства пищевого поведения;
  • диссоциативные расстройства и нарушения идентичности;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • самоповреждение и склонность к рискованным поступкам.

Профилактика нарушений поведения

Для предотвращения девиантного поведения важно наладить доверительные отношения с ребенком, основанные на взаимоуважении, поддержке и принятии. При воспитании важно сохранять последовательность: установите простые и понятные правила игры, которые должны соблюдаться безоговорочно. Также следует позаботиться о создании благоприятной среды, стимулирующей интеллектуальное и социальное развитие, эмпатию и навыки саморегуляции:

  • соблюдайте режим дня, не допускайте переутомления;
  • приучите ребенка к активному отдыху и прогулкам;
  • чаще беседуйте с детьми, обсуждайте любимые книги и мультфильмы;
  • найдите увлекательное занятие для всех членов семьи;
  • привлекайте детей к работе по дому;
  • проявляйте внимание к интересам и увлечениям сына или дочери;
  • поощряйте любую конструктивную деятельность и инициативу;
  • обеспечьте возможность комфортного общения со сверстниками;
  • избегайте ссор и разговоров о бытовых неурядицах в присутствии ребенка;
  • своевременно выявляйте и лечите нервные и эндокринные расстройства.

При первом подозрении на нарушение поведения обращайтесь в клинику СИОН: наши специалисты знают, как перевоспитать упрямого малыша и найти подход к «трудному» подростку, не ломая личность. Мы опираемся на современные методики коррекции асоциального поведения, обеспечивающие стойкий положительный эффект: ребенок сам поймет, что жить с миром в ладу намного приятнее!

Часто задаваемые вопросы

1. В каких случаях стоит обратиться к врачу-психиатру и психологу?
Если у ребенка наблюдаются неконтролируемые вспышки агрессии, чрезмерная лживость, резкое изменение поведения, сохраняющееся не менее 6 месяцев, появление провокационного поведения. Все эти симптомы могут сохраняться и в течение взрослой жизни.
2. Влияет ли стресс на возникновение расстройства поведения?
Да, влияет. При этом, говорить о наличии расстройства поведения можно, если симптомы возникают не позже, чем через месяц после психотравмирующего события и сохраняются не менее 3-6 месяцев.
3. Относится ли депрессивное расстройство к расстройством поведения?
Нет, не относится, это отдельная группа расстройств.
4. Кто в группе риска развития поведенческого расстройства?
В группе риска дети, живущие в дисфункциональных семьях, лица подвергшиеся насилию, подростки, лица, страдающие неконтролируемыми вспышками хронической агрессии.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 23

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.