Лечение депрессии у беременных

18.03.2023

Лечение депрессии у беременных

18.03.2023

Беременность часто романтизируют, хотя у будущей матери достаточно причин для беспокойства: после родов жизнь не будет прежней. Изменение гормонального статуса – серьезное испытание для нервной системы, а тут еще стереотипные представления о вынашивании ребенка как о безмятежном счастье навязывают чувство вины и заставляют стыдиться своих чувств. Подавленное состояние матери плохо влияет на развитие плода, но увещевания тут не помогут: нужна помощь специалиста, к тому же лечение депрессии у беременных имеет свою специфику и требует большого профессионализма.

Как проявляется депрессия во время беременности

Депрессия беременных – довольно частое явление; по данным WHEC, с анатальной (дородовой) депрессией сталкивается от 14 до 23% женщин; еще 20% молодых матерей испытывали угнетение и тревожное состояние при беременности и в послеродовый период. Депрессивные эпизоды при беременности – не просто плохое настроение и слабохарактерность, а медицинская проблема, вызванная нарушением мозгового метаболизма.

Дефицит серотонина, дофамина, норадреналина и эндорфинов отражается на функционировании организма, вызывая эмоциональные, когнитивные и соматические расстройства. Ухудшению симптомов способствуют изменения гормонального фона – повышенная продукция эстрогенов и прогестерона и снижение уровня гормонов щитовидной железы; в остальном проявления депрессии в период беременности в целом те же, что и в остальных случаях:

• постоянная подавленность и апатия;
  • упадок сил и дефицит мотивации;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • нарушения аппетита и пищеварения;
  • расстройства сна (бессонница, сонливость, ночные кошмары);
  • чувство одиночества и отчуждения, стремление к уединению;
  • ощущение бессилия и никчемности, склонность к самообвинению;
  • головные, мышечные и сердечные боли;
  • нарушения сердечного ритма и затрудненное дыхание;
  • мнительность, повышенная тревожность и страх будущего;
  • несоразмерность эмоциональных реакций (раздражительность, плаксивость и т.д.);
  • притупление чувств, потеря интереса к жизни;
  • самоповреждение и рискованное поведение;
  • навязчивые мысли о самоубийстве и аборте.

В придачу к общим признакам депрессии у беременных часто присутствуют специфические страхи – боязнь не справиться с ролью матери, страх перед родами и осложнениями и т.д. В редких случаях женщина испытывает отвержение и агрессию к будущему младенцу, видит в нем источник угрозы и может попытаться причинить ущерб себе и ребенку.

Симптомы депрессии при беременности

При диагностике депрессии у беременных применяются критерии DSM-5: неизменное плохое настроение и неспособность получать удовольствие на протяжении как минимум двух недель. Угнетенное состояние приводит к очевидной дезадаптации и нарушению социального функционирования, у женщины не хватает сил для элементарных бытовых действий, самообслуживания и общения. Помимо основных признаков депрессии, у пациентки большую часть дня наблюдаются 3–4 дополнительных симптома:

• постоянное чувство усталости;
  • расстройство сна и аппетита;
  • неадекватное чувство вины;
  • заторможенность или психомоторное возбуждение;
  • снижение концентрации и интеллектуальной продуктивности;
  • регулярные мысли о бессмысленности жизни и самоубийстве.

Из-за давления предрассудков, женщина может скрывать или отрицать симптомы депрессии, поэтому при диагностике часто применяют проективные и невербальные методики. Также необходимо исключить состояния, которые маскируются под депрессию – гипотиреоз, ПТСР, БАР, злоупотребление психоактивными веществами, синдром отмены при приеме некоторых лекарств и т.д.

Когда может возникнуть депрессия?

Большая часть депрессивных эпизодов возникает на поздних сроках, когда беременная испытывает дискомфорт из-за увеличения матки. По данным Американской ассоциации психиатров, до 12% будущих мам сталкиваются с депрессией на втором триместре, а к середине третьего триместра уже 14% беременных страдают от клинической депрессии и почти половина женщин переживает эпизоды подавленности и апатии. Вероятность развития анатальной и перинатальной депрессии повышается, если в жизни пациентки присутствуют факторы личной и социальной уязвимости:

• эпизоды депрессии в прошлом;
  • незапланированная или ранняя беременность;
  • наследственная предрасположенность к расстройствам психики;
  • недостаток социальной поддержки и материальные трудности;
  • сложные отношения с партнером и родственниками;
  • травматичный опыт вынашивания и родов;
  • острый и хронический стресс;
  • злоупотребления психоактивными веществами;
  • семейная история психических расстройств;
  • хронические заболевания: диабет, гипотиреоз, рассеянный склероз, дисфункция надпочечников, почечная недостаточность, сердечно-сосудистые патологии и т.д.

Профилактика депрессии при беременности

Медикаментозное лечение депрессии при беременности требует особого внимания к подбору препаратов, так как многие популярные антидепрессанты обладают тератогенными свойствами. Поэтому женщинам из уязвимых групп следует уделить внимание профилактике депрессивных состояний при вынашивании ребенка: показана профилактическая психотерапия 1–2 раза в неделю и создание безопасной среды обитания:

• сбалансированное питание и щадящий режим дня;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • умеренная физическая активность;
  • избегание стрессовых ситуаций;
  • ограничение контактов с токсичными людьми;
  • аутотренинг и практики релаксации;
  • общение с друзьями и единомышленниками;
  • участие в группах поддержки.

Если вы регулярно принимаете антидепрессанты, транквилизаторы и другие психотропные средства, решение об отмене или замене препаратов должен принимать врач. В отсутствие выраженных депрессивных симптомов в течение полугода возможно временное прекращение фармакотерапии с постепенным снижением дозы на 25% каждые 10–14 дней с обязательным наблюдением.

Лечение послеродовой депрессии

Послеродовая депрессия встречается чаще, чем анатальная; транзиторные депрессивные эпизоды в течение первой недели после родов обычно проходят сами собой; если симптоматика сохраняется более двух недель и прогрессирует, необходима помощь специалиста. Женщины, пережившие хотя бы один депрессивный эпизод до родов, с большей вероятностью столкнутся с послеродовой депрессией, которая обычно протекает в более тяжелой форме; при появлении психотических симптомов женщину помещают в стационар.

При разработке схем фармакотерапии для кормящих матерей подбирают самые щадящие препараты, которые не наносят вреда малышу; если необходимо применение сильнодействующих средств, ребенка переводят на искусственное питание. Также рекомендуется когнитивно-поведенческая и межличностная психотерапия, лечебная физкультура и физиотерапевтические процедуры для снятия нервного напряжения.

Если вы подозреваете у себя анатальную или послеродовую депрессию, помните, что вы не одиноки – частная психиатрическая клиника «Сион» всегда готова прийти на помощь на условиях полной анонимности. Вы можете записаться на прием или позвонить на горячую линию в любое время суток: вас внимательно выслушают и помогут найти выход из непростой ситуации.

Телефон горячей линии+38 095 744 21 84Круглосуточно. Анонимно.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 6

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

TAGS: